Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

Начальная общеобразовательная школа

п. Горноправдинск 

 

Красная книга. Красная книга ХМАО

 

 

«Школа России».

Учитель: Новикова Н.А.

 

Тема: «КРАСНАЯ КНИГА. КРАСНАЯ КНИГА ХМАО»

 

Цель: познакомить детей с красной книгой; расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме урока, краснокнижный альбом ХМАО, клей, подкладные листы, картинки из приложения, бумажные цветы для физминутки.

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II.                Сообщение темы и целей урока. Стихотворение читает учитель.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

Учитель:

- О какой планете говорится в стихотворении, которое я прочитала? 

- Почему говорится, что она одна?

- Чем наша планета отличается от других?

  Давайте рассмотрим эту земную красоту. Слайд 1-9 (включить музыку на 1 слайде)

- Какие чувства они вызывают?

- Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, насколько щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли.

- Вот сегодня, на уроке, мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем.

- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных).

-  Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.

 

III.             Работа над темой урока.

1. Вступительная беседа.

-  В 1948 году (это 61 год назад)  учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Почему книгу назвали Красной? Красный цвет-сигнал опасности.

Затем (в 1966 году) была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и “одета” в красный переплёт. Хранится эта книга в Швейцарской городе Морже.

А страницы у неё - разноцветные.   Слайд 10

1.      На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. 

2.      На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.     

3.      На белых говорится о видах, вообще редких на Земле. 

4. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти.                           

5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены.

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.

- Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

- В нашей стране также существует такая книга (в 1978 году). Слайд 11

- Давайте прочитаем об этом на с. 82-83 учебника.

2. Работа с учебником.

- Что же такое Красная книга? Ответьте на вопрос предложением из текста.

- Допишем данное определение в тетради.

IV. Физминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад.

Наклонились и присели

А потом все улетели.

- Раз мы с вами оказались в лесу, давайте соберём красивый букет. Для этого поищем самые чудесные цветы…

- Тогда давайте соберём букет из бумажных цветов.

IV.              Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Тетради отложим, вернёмся к учебнику.  Познакомимся с растениями и животными, которые занесены в Красную книгу России (дети читают и рассматривают иллюстрации, рассказывают сообщения). Слайд 12, 13

- А теперь всё, о чем мы говорили, вам пригодится при выполнении заданий в тетради.

 

2. Работа в тетради с. 33 №2, №3.          

3. Рассказ учителя о Красной книге ХМАО.

- Мы узнали, что существует международная Красная книга, Красная книга России. Оказывается, есть и Красная книга Ханты-Мансийского Автономного округа, т. е. округа в котором мы живем. Слайд 14

Показ альбома Красной книги ХМАО. Более подробно о животных из Красной книги ХМАО мы узнаем на следующем уроке.

- А сейчас подведём итог.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для чего нужна Красная книга?

 

VI. Самостоятельная работа (выполнение тестов).

- Выполним тест, где и пригодятся знания, полученные на уроке.

Презентация

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»